Арт-Субъект – фестиваль актуального искусства во Владимире, который проводился в третий раз.

Даты: 21 апреля - 29 апреля 2018 года.

Площадка: бывшая «Владимирская фабрика музыкальных инструментов»

Фестиваль - самоорганизация с горизонтальными связями, его создают художники и волонтеры, команда организаторов каждый год находит временную площадку во Владимире. Темой этого года была объявлена «Обратная Перспектива», площадка фестиваля стала целостным пространством, подчиненным единой концепции.


Выставка «Обратная перспектива» 

Термин «обратная перспектива» прочно ассоциируется с иконописной традицией, на которую опирается культура Владимирского региона. Это задает вектор осмысления художественного наследия и локального контекста в широком смысле.

Название для выставки выбрано не случайно: такая перспектива образует целостное символическое пространство, предполагающее духовную связь с миром образов, где центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

В своих работах художники обращаются к теме памяти: личной, семейной, региональной, исторической. Экспериментируют с художественным языком, находя наиболее подходящую форму выражения. Выходят за пределы привычных ощущений — через субъективные переживания, восприятие органами чувств, синестезию.

На выставке была представлена живопись, фотография, инсталляция, видео, текст, скульптура, звук и их переплетения. Авторы из Владимира и других регионов находят себя в локальном контексте и приглашают зрителя увидеть себя в нем.


Кураторы:

Варвара Кузьмина, Евгения Кулешова

Художники:

Екатерина Ашиткова (Москва), Наталия Балута (Москва), Анастасия Богомолова (Екатеринбург), Антон Виноградов (Санкт-Петербург), Ксения Галыга (Москва), Дарья Гарник (Екатеринбург), Наталия Драчинская (Москва), Екатерина Жидоморова (Владимир), Ирина Ива (Москва), Полина Исландия (Владимир), Виктория Квочур (Москва), Наталья Кузьмина (Владимир), Люда Калиниченко (Екатеринбург), Илья Колесников (Москва), Ольга Кочедыкова (Саратов), Красил Макар (Екатеринбург), Олег Крутов (Владимир), Евгений Кутергин (Екатеринбург), Ирина Ленькова (Москва), Анна Лялина (Москва), Ольга Матвеева (Москва), Алла Мировская (Москва), Алёна Ручан (Владимир), Кристина Сырчикова (Самара), Антон Тушин (Владимир), Лариса Федотова (Москва), Наталия Хохонова (Екатеринбург), Никита Шаленков (Ковров), Lucy Coffin (Владимир)

При поддержке:

Администрации Владимирской Области

Производственной компании “Printon”

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Екатерина Ашиткова

Urbes: Нью-Йорк

Инсталляция, видео, звук

Москва

… Годы перепутались и слились в одно. Сейчас, вечером, после трудных лет тысяча восемьсот (или девятьсот?) шестидесятых нам известно: мир оговорен и подписан, мы отпущены домой.

Нас трое, или четверо, или даже шестеро. Мы проходим то сквозь рынок натуральных продуктов, то мимо автозаправки. Именно через них лежит наша дорога к вокзалу.

И вот мы уже в поезде, на пути в аэропорт. Мы довольны и полны волнения от предвкушения встречи с родиной. Но сначала давайте тихо проедемся по Бруклинскому мосту…

В сновидческом мире все важные координаты несуществующих, но хорошо знакомых нам городов перепутались. Время, пространство и объекты перетасованы и выдают совсем непривычные значения: Москва становится гиперфутуристичной и теряет точку созерцания; Нью-Йорк превращается в Древнюю Русь; дворцы Санкт-Петербурга, не выдерживая собственной роскоши, осыпаются и проливаются своими богатствами; Европа претерпевает небывалые изменения городского ландшафта. Все это можно созерцать, плавая на матрасе по заросшей водорослями речке Подмосковья.

Эти города постепенно обретают форму, но даже так они ни больше, ни меньше, чем сон. Они есть лишь наполовину, и мы с трудом можем себя в них представить. Причудливо измененные, они порой представляют карикатуру на самих себя. Заимствуют друг у друга, показывают монументальное иллюзорным, а что-то непривлекательное, напротив, делают опорным.

Сон так трудноуловим, что едва ли можно дать ему общее определение. И все же он лжив — в этом опасность сладких видений, моментально растворяющихся, едва мы открываем глаза. Мы можем по-девичьи попробовать истолковать свой сон, но тот все равно не станет явью.

Неужели простого наблюдения иллюзорных картин не хватает нам, чтобы максимально прожить то, что предлагает нам сон со сновидениями?

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Наталия Балута

РУБЕЖ 1941

Фотографии, инсталляция, объекты

Москва

Через мой родной город Зеленоград в 1941 году проходил рубеж обороны Москвы. Вся современная территория города была местом отчаянных боев. В конце ноября — начале декабря 1941 года здесь погибло несколько тысяч человек.

Большинство погибших хоронили местные жители уже весной 1942г, когда  тела начали вытаивать из-под снега. Но многие так и остались необнаруженными. Останки людей находят до сих пор.

Создание официальных мемориалов происходило намного позже. Могилы переносили, останки перезахоранивали и многие данные были утеряны.  Есть мемориалы, в которых захоронены сотни человек, но не известно ни одного имени. Именно тут стал Неизвестным солдат, захороненный у Кремлевской стены.

Еще в моем детстве события рубежа были очень близко: мы слышали живые рассказы очевидцев, играли в прятки в окопах, повсюду находили гильзы, осколки и иногда — останки погибших. Мертвые солдаты по соседству не пугали — они были родными, мы горевали о них, как о собственных друзьях. Их память не была героической — она была болью. И официальные мероприятия с речами и возложением венков не утешали. Поэтому мы строили свои собственные памятники, из камней, веток, гильз, пластмассовых солдатиков и цветов, вырезанных из открыток «к 40-летию победы».

Сейчас память быстро растворяется. Братские могилы содержаться в хорошем состоянии, но  многие жители не имеют представления сколько захоронений в городе и где они находятся, ведь отсутствует какая-либо навигация к мемориалам. Вокруг могил идет активная застройка, некоторые оказались на заднем дворе супермаркетов или под опорами транспортных развязок, а мемориальные холмы используют как горки для катания на санках и скейтбордах. Лес и поля могли стать местом памяти, для тех, кто не был найден, но все больше вырубаются и застраиваются.

Мой проект продиктован не логикой — как и в детстве, это отчаянная попытка прорваться через непреодолимое. Невозможно помочь тем, кто умирал здесь в снегу в сорок первом, невозможно восстановить утерянные данные, чтобы все они опять обрели имена, невозможно убрать транспортные развязки, окружившие могилы. Но можно продолжить создавать ситуации для непосредственного переживания, чтобы память не превращалась в формальный ритуал, и образы погибших на рубеже возвращались хотя бы на короткое время

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Анастасия Богомолова

Под куполом (фрагмент)

Инсталляция 2018

Екатеринбург

...Под одеяло проникал ослепительный красный свет, но в пещере царил кромешный мрак. Они забились в самый дальний угол и крепко обнялись. Град метеоритных камней барабанил по ванне, закрывавшей снаружи дырку в потолке. Гора сотрясалась и дрожала, а комета выла, словно была смертельно испугана. А может, это Земля кричала от страха? Они долго лежали не шевелясь, крепко вцепившись друг в друга. Снаружи грохотало эхо разрушающихся гор и трескающейся Земли. Время тянулось страшно медленно, и каждому казалось, что он одинок в мире.

Туве Янссон, «Комета прилетает»


Рухнувший на Землю 15 февраля 2013 года метеорит «Челябинск» был назван учеными историческим событием — наиболее крупным после Тунгусского явления зафиксированным небесным телом и, несомненно, самым известным, учитывая то количество видео- и фотографических свидетельств, что остались после случившегося.

Отталкиваясь от этой истории, Анастасия Богомолова исследует другие места падения небесных камней на территории Челябинской области. В своем проекте художник пытается представить, какой след сохраняет физический ландшафт, после того как осколок Вселенной пробивает казавшийся безопасным купол планеты, который ограждал ее от соприкосновения с темной глыбой безвременного пространства.

«Под куполом» — работа многочастная, включающая в себя документальную инсталляцию, художественные реконструкции в местах падения метеоритов, фотоскульптуры и объекты из стекла. На фестивале «Арт-субъект» представлен лишь один фрагмент проекта — инсталляция, составленная из искореженного подвесного потолка и оконных рам.


Работа сопровождается реконструированным саундом, звуками, изъятыми из реальных видеозаписей, а также модификацией инфразвука падения метеорита, сгенерированной International Monitoring System CTBTO.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Антон Виноградов

Пространство бессилия

Фотография, инсталляция

Санкт-Петербург

Идея строительства Беломорско-Балтийского канала когда-то виделась как возможность победы над природой. Это и торжество человеческого духа, и вера в новый, лучший мир, который строили, невзирая на жертвы.

Сегодня, когда мечта о светлом будущем утрачена, становится видна другая сторона этой идеи.


«Находясь на территории канала я чувствую тишину. Мне сложно говорить о событиях, произошедших здесь, но в то же время я чувствую острую необходимость в этом»



Форма карты взята из иллюстрации карты книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931—1934 гг.», под редакцией М. Горького, Л. Л. Авербаха, С. Г. Фирина. 1934г.

Фотографии сделаны в период с 2015 по 2017 на территории Беломорско-Балтийского канала.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Ксения Галыга

Чудо

Серия из трех анимационных видео

Москва

«По щучьему веленью»

«Спящая красавица»

«Курочка Ряба»


В сюжетах пяти детских сказок деконструируется главный драматургический инструмент повествования — чудо, меняющее судьбу героя. Чудо как культурно- психологический паттерн или идея, что можно бездействовать, ведь случится судьбоносное событие, гарантирующее лучшую жизнь. Внешняя сила решит все проблемы.

Каждое видео предлагает ситуацию, в которой известного чуда не происходит, и герои замирают в вечном ожидании.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Дарья Гарник

Гагарин

Фотография

Екатеринбург

Триумфальная и трагически оборвавшаяся жизнь Юрия Гагарина — первого человека, совершившего космический полет — сделала его культовым героем советской мифологии и центральной фигурой научно-атеистической пропаганды СССР.

Освоение космоса было одним из приоритетных направлений внутренней политики Советского Союза и предметом соперничества с США в холодной войне. Стремительное развитие науки и успехи в космической гонке давали гражданам государства чувства гордости и величия, ощущение всемогущества. А фигура Гагарина, родившегося в обыкновенной семье из российской глубинки, служила неоспоримым доказательством того, что «возможно все». Надличностный характер сознания советского человека позволял каждому жителю ассоциировать себя с улыбающимся человеком в шлеме космонавта и приписывать себе его достижения.

Сразу после полета Юрия Гагарина в космос в его родном городе — Гжатске — был основан первый музей его имени. А спустя месяц после гибели космонавта город переименовали в Гагарин.

Вплетение жизненной истории Гагарина-человека в пространство и урбанистическую память Гагарина-города придает этому месту особый сюрреалистический налет застывшего времени и ностальгии.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Наталья Драчинская

ПРЕ-ОДОЛЕНИЕ

Фотография, коллаж, инсталляция

Москва

Одна из самых сложных исторических тем для рефлексии — сталинские репрессии и их последствия. Об этом и сегодня почти молчат.

В проекте «ПРЕ-ОДОЛЕНИЕ» автор реконструирует настоящее и делает собственные шаги на пути проработки темы.

В поисках визуальных следов внутренней несвободы, художник обращается не только к историческим документам — письмам бывшего заключенного, но и к элементам современной массовой культуры — глянцевым журналам. Большую роль в работе играет и семейный архив с фотографиями детей автора.

Изображения закрыты полупрозрачной тканью, затрудняющей их рассматривание — точно так непроработанное прошлое затрудняет развитие молодых поколений в духе личностной свободы.

Шаг,

еще шаг...

«Мой прадед, Дебольский Диодор Дмитриевич, отбывал свой второй политический срок с 1949 по 1955 год в «Дубравлаге» (ЖХ-385, Мордовия) и был реабилитирован в 1956 году.

После освобождения переписывался с некоторыми солагерниками, чьи письма к нему сохранились благодаря его племяннице, другу и секретарю — Нине Сергеевне Дебольской.

Один из них, Сущинский В.С., написал моему прадеду 19 писем. В восьми из них он пишет о реабилитации: спрашивает, кому лучше писать о ней; размышляет нужна ли она ему; поздравляет прадеда с его реабилитацией; признается, что один раз уже получил отказ; пишет о негативном отношении к нему в семье; оправдывает свое бездействие и в глубине души надеется.

Он все-таки написал второй раз прошение о своей реабилитации, но ответа не дождался — умер.

Дождемся ли мы?»

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Екатерина Жидоморова

Точки «М» и «В»

Фотография

Владимир

Проект, родившийся из снимков двух городов — Мурома и Владимира. Первый является местом, в котором вырос автор. Второй расценивается с позиции гостя.


«М»

«Покидая родной город на какое-то время, открываешь его для себя заново по возвращению. Ты другой — и он другой. Начинаешь всматриваться в детали, пытаешься уловить каждую мелочь.

Живой, уставший, ведущий многовековую историю — между нами нет барьера и дистанции. Это — мой дом. И он очень красив»


«В»

Попытка установления взаимосвязи между неизведанным и изведанным, где неизведанное — застывший в памяти силуэт человека, мгновенно входящий и выходящий из кадра, а изведанное — субъективные процессы внутри фотографа.

«Окно, через которое я наблюдала, в каком-то смысле стало моим проводником при знакомстве с городом»

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Ирина Ива

Личная связь с Богом

Живопись

Москва

Как часто мы смотрим на мир очень однобоко, не пытаясь выйти за границы привычного? Причины всегда находятся. Но стоит попробовать сделать что-то, не укладывающееся в рамки, и можно увидеть, прожить, услышать, прочувствовать НЕЧТО совсем ИНОЕ.

Мы созданы, я верю, по образу и подобию Божьему. Но как Он СМОТРИТ и ВИДИТ, конечно же, нельзя осознать.

Однако искусство способно визуализировать ответы. Создать в одном высказывании множество смыслов.

Мои размышления вылились не в объективное представление всех сторон данной темы, а в образы, находящиеся где-то на границе сознания — некие воспоминания о прошлом и будущем одновременно. Желание заглянуть за границы видимого. Поиск способа для осуществления этого желания.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Полина Исландия

Poetica Graphica

Поэзия, графика, звук, тотальная инсталляция

Владимир

#1. Выставка стихотворных рисунков.

Отражение рабочего процесса создания стихотворений через графическое изображение.

«В процессе рисования я обнаружил, что такой непривычный для меня метод имеет характер исповеди и служит мостиком к аудитории. Это графический дневник, только нарисованный стихами. Здесь изображено то, что происходит в моей голове в момент рождения текста»

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina

#2. Звуко-поэтическая шумовая инсталляция

Второе отделение проекта посвящено заброшенным зданиям. Идея его создания родилась после первого посещения площадки будущего фестиваля.

Работа адаптирована специально под место, как продолжение звуковой инсталляции прошлого года (см.проект Ночи Музеев "Голос башни", г. Владимир, 2017).

Большая часть стихов создана и записана в период посещения фабрики.

«В каждом городе есть заброшенные, бесхозные здания, простаивающие без дела. А ведь в них могла бы быть жизнь: магазин, больница или приют. Могла бы звучать музыка. Проходить фестиваль.

Я постарался обратить внимание на такие объекты — вписав в архитектурное пространство творческий процесс рождения поэтического слова»

Материальная звуковая основа: ФМИ г. Владимира.

Поэзия, голос, запись и сведение: Полина Исландия.


Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Виктория Квочур

Невесомость

Фотография, инсталляция, книга

Москва

В каждой человеческой жизни что-то происходит, но замечаем мы это только тогда, когда происходит нечто болезненное.

Например, когда теряешь кого-то или что-то — вдруг твое прошлое становится очень значительным. Оно заполняет твою жизнь, ты ничего не видишь, не способен принять разумное решение, страдаешь от потери. Тебя нет.

Невесомость для  меня — это способ исследовать состояние человека, находящегося в стрессовой ситуации. Человек, осознанно или нет, мечтает о свободе от обстоятельств, чтобы заниматься своим любимым делом, но всегда есть объяснение невозможности достичь желаемого — работа, семья, социум, чье-то мнение, правила.  Постоянно нет времени, и приходится гнать мысли о том, чем хотелось бы заниматься на самом деле — так проходит жизнь…

Мы живём в постоянном страхе потерять свою тюрьму, и вместе с тем мечтаем освободиться. Я достигла своей точки начала исследования, потеряв семью и работу. Все условия были соблюдены: моя личность начала медленно трансформироваться, я все начала с нуля.

Потом наступило это удивительное состояние растерянности и потери горизонта, земля ушла из под ног. Нестабильность оказалась притягательна. Поначалу все было наполнено страхом, и одновременно стало очень комфортно в этом состоянии. Задавала себе вопрос: «Как такое возможно?» Свобода, к которой я так стремилась, оказалась вообще не целью, оказалось, что не важно, какая цель! Рискнув выйти за рамки собственных ограничений и установок, я задержалась в тонкой прослойке переходного периода, в коротком коридоре, где пространство бесконечно преломляется и мне сейчас комфортно здесь.

В проекте согласились принять участие мои новые друзья, жизненные процессы которых на тот момент были схожи с моими. Я смогла высказаться о том, что чувствую сама, переосмыслив их обстоятельства.

Невесомость постоянно трансформируется, я обнаруживаю новые смыслы, ощущения, выводы. То интуитивное и необъяснимое рвение, с которым я начинала работать, приводит меня к новой реальности, где я ни с чем не борюсь, ничего не боюсь и не стараюсь все успеть.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Наталья Кузьмина

Пылесборник памяти

Визуальное исследование «Речь художника»

Инсталляция, живопись, видео, перформанс, текст

Владимир

Пылесборник памяти

Работа посвящена месту проведения фестиваля — бывшей фабрике музыкальных инструментов. Это история о том, как неизбежно стирается и забывается прошлое.

«Когда я пришла сюда в первый раз, в помещениях не было ни инструментов, ни станков, ни других предметов, напоминающих о работе фабрики. Единственное, что можно было увидеть — пыль, лежащую повсюду»

Инсталляция включает в себя живописные работы о бытие пыли и скульптурные силуэты бывших музыкальных инструментов.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina

Визуальное исследование «Речь художника». Перформанс «Тонко» 


«Не вижу более сильного кандидата, чем вербальный язык, с помощью которого, как я все более убеждаюсь, мозг и разговаривает с нами, с его помощью у нас есть надежда хоть как-то добраться до смысловых структур, знаков и инструментов, которыми на самом деле пользуется мозг».

Татьяна Черниговская, заслуженный деятель науки РФ.

Проект основан на материале перформанса «Тонко», проходящего во Владимире с 30.04.2017 по 27.12.2017.

Цель работы — исследование, направленное на понимание языка художника.

«В своем проекте я обратилась к поиску доступного кода расшифровки мысли художника. Движение, поза, речь, жест, изображение — во время перфоманса все эти элементы состоят друг с другом в сложных и неочевидных отношениях, образуя единое смысловое высказывание.

Я исследую вербальный язык как наиболее подходящий — не отвечающий на вопросы наверняка, но создающий нужные точки опоры для понимания автора»

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Люда Калиниченко

Книга о моей семье ( 2014-2018 г. ), часть 2. Континуум

Фотография, объекты

Екатеринбург

— Человек, каким заброшенным ты себя, наверное, чувствуешь. Вы, люди, все вы, должно быть, чувствуете себя заброшенными.

— Заброшенными?

Драконианин кивнул.

— От кого ты ведешь свой род, Человек?

— Это ты про родителей? -  Спрашивает человек

— Да.

— Родителей помню, - бодро заявил землянин.

— А их родителей̆?

— Помню деда по матери. Когда я был маленьким, мы к нему часто ездили в гости.

— Человек, что ты знаешь об этом своем деде?

— Что-то смутно вертится...— задумался Человек.

— Вроде он имел какое-то отношение к сельскому хозяйству... нет, позабыл.

— А его родители?

Человек покачал головой.
Джерри кивнул.

— Человек, историю своего рода я могу пересказать вплоть до тех дней, когда мою родную планету открыл Джерриба Тай, один из первых тамошних поселенцев, а было это сто девяносто девять поколений назад. На планете Драко в архивах хранятся документы, по которым наша генеалогия прослеживается до материнской планеты Синди, а на ней - еще по семидесяти поколениям вплоть до Джеррибы Тая, основателя династии Джерриба.

Человек был потрясен.

— Неужели ты помнишь историю каждого из твоих предков?

— Да, — подтвердил Драконианин, — и помню, что они сделали и где именно сделали.

Человек вслушивался в речитатив Джерри (официальный язык дракониан), внимал биографиям, излагаемым от конца к началу (от смерти к совершеннолетию), и у него возникало ощущение, будто время, сжавшись в комок, стало осязаемо, будто до прошлого теперь рукой подать и его можно потрогать. Баталии, созданные и разрушенные государства, сделанные открытия, великие деяния путешествие по двенадцати тысячелетиям истории, но воспринималось все как четкий, живой континуум.

Что можно этому противопоставить? — задумался Человек*


*Отрывок из повести Барри Лонгиера «Враг мой» (1979 г.), в котором ведется диалог между драконнианином  Джерри и землянином Дэвиджом.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Илья Колесников

Icon is loading

Одноканальное видео 2017

Москва

Множество религий, как правило, предлагают в качестве гарантированного способа получения вознаграждения (вечная жизнь, блаженство, Царствие Небесное и пр.) за перенесенные тяготы земной жизни - смиренное терпение. Всё в руках Господа, мало что зависит от самого верующего. Ждите, терпите и воздастся вам!


Иконка загрузки сообщает пользователю, примерно, то же самое: жди терпеливо, не кликай на ссылку два раза, не перезагружай страницу, не выключай экран, не бей монитор. Жди и воздастся тебе!


Ожидая появления на экране порно-ролика, завершения транзакции в онлайн-банке, загрузки фотографии в соц.сеть или обновления операционной системы, пользователь смотрит на знак, и испытывает чувства, вполне, схожие с чувством человека, стоящего в храме перед образом Бога: трепет, предвкушение, страх.

Зажигание свечи, и недолгое стояние перед иконой в храме многим людям дарит психологическое успокоение, а в зависимости от стажа, опыта и знаний прихожанина, такое предстояние вполне может вылиться и в религиозный экстаз. Это же может испытать и человек, который дождался окончания загрузки нового эпизода своего любимого сериала в 4К.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Ольга Кочедыкова

Собиратель Мифа

Инсталляция, фотография

Саратов

ЛОХ. Доподлинно никому не известно, почему данному месту дали такое название. Версий много, как, впрочем, и различных легенд, которыми обросла данная местность.

Но что если эти три буквы — Л.О.Х. — всего лишь аббревиатура, зашифрованное или закодированное название места?! Что может скрываться за ними? Настоящее название может быть пугающим или странным. Возможно тут все не просто, и кто-то решил так замаскировать место, полное загадок и необъяснимых явлений? Какие тайны и мифы возможно узнать, если найти им расшифровку и объяснение?!

Все желающие могут стать участниками и соавторами проекта по расшифровке мифа о происхождении или смысле названия села Лох.

Автор не гарантирует, что смысл получившегося мифа будет простым и понятным, но предлагает поразмышлять над его интерпретацией.


ИНСТРУКЦИЯ

1. Перед Вами ящик с тремя отсеками. Вам необходимо выбрать по одному любому изображению из каждого отсека.

2. Вставьте выбранные изображения в рамки в следующем порядке: изображение из отсека «Л» в левую рамку, из отсека «О»- в центральную, и из отсека «Х»- в правую рамку.

3. У вас получится название вашего уникального мифа, связанного с этим местом, а также соответствующее ему изображение.

4. Собранный в рамке триптих необходимо сфотографировать и выложить в любой социальной сети с хэштегом   #ЛОХМИФ   и/или прислать автору kochedolka@gmail.com

5. Вернуть изображения в соответствующие им отсеки ящика.

6. Спасибо за понимание: данные изображения являются частью инсталляции и потеря каждого уменьшает количество возможных вариантов собранного мифа.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Олег Крутов

Квантовые параллели

Фотография, инсталляция

Владимир

Работа посвящена изучению природы световых частиц с художественной точки зрения. Главный объект исследования — квант света, фотон оптического излучения. Фотону, как квантовой частице, свойственен корпускулярно-волновой дуализм, проявляющий свойства частицы и волны одновременно.

В своем проекте автор наблюдает различные свойства кванта световой волны, и, с помощью визуальных образов, делится результатом со зрителем.

«Меня, как художника, всегда чрезвычайно волнует и интересует поведение частиц света. Для проекта я выбрал две крайности: день и ночь, естественный свет и искусственный, отраженный и излучаемый. Именно в таком противопоставлении полярных свойств света открывается его многогранность и широкий спектр взаимодействия с окружающей реальностью»

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Евгений Кутергин

Невысказанное

Фотография

Екатеринбург

Серия из 20 фотографий объявлений, которые были расклеены художником в Екатеринбурге летом 2017 года. Все они посвящены бывшим отношениям и были размещены в символических местах.

Содержание объявлений представляет собой невысказанные чувства, которые не получилось выразить адресату лично. Невозможность держать мысли и эмоции в себе вывела их в публичное пространство, где случайный прохожий становится посредником и вовлекается в чужую историю.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Ирина Ленькова

КАК  ЕСТЬ

Видео

Москва

Кто живет, тот движется и чувствует;

тот, кто не движется, не чувствует, тот мертв».

Кристоф Вульф

«“Внешнее” иногда внутренней “внутреннего”».

А. Белый

Жизнь в городе подразумевает ежедневное взаимодействие с различными типами застройки. В последнее время появляется все больше мест, в которых я чувствую себя неуютно.

Как ощущаю дискомфортность, каким движением ее представляю? Каким становится пространство?

 Желание разобраться в этих вопросах побудило меня совершить дрейф по улицам города, останавливаться в местах наибольшего для меня дискомфорта, выражать свой чувственный отклик на архитектуру и документировать свое восприятие пространства.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Анна Лялина

F=mg

Видео, перформанс

Москва

Постоянные усилия, во много раз превосходящие результат, сподвигли меня на создание работы «F=mg».

Целью перформативного действия было собрать пирамиду из кубиков.

Набор кубиков 5 цветов размером 10 x 10 сантиметров предназначен для развивающей игры детям от 6 месяцев. В пространстве галереи для этой незамысловатой задачи используется вилочный погрузчик весом 4 тонны. В ходе этого действия я получила острое отравление выхлопными газами (отравления легкой степени получили еще 2 человека), пробила стену и собрала только 7 кубиков, 3 из 10 были раздавлены.

F=mg — это формула для нахождения силы, где F — сила тяжести, m — масса тела, g — ускорение свободного падения

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Красил Макар

Река Чусовая, восход

Дерево, акрил

Екатеринбург

Макар родился в 1989 году. Расписывал крестьянские дома на Урале в технике «уральская роспись».

С 2017 работает в Екатеринбурге , где расписывает горницы и работает в городской среде, например — на 4-й Уральской биеннале современного искусства.

Специально для  фестиваля «Арт-субъект» Макар создал «объект» уральской росписи.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Ольга Матвеева    

Анабиоз

Фотография, объекты

Москва

Ночные портреты на деревьях — освещенные в темноте искаженные фигуры, очертаниями напоминающие животных. Пытаясь влезть на вершину дерева или слиться с ним, они застывают и растворяются в синтетическом свете.

Эти изображения отсылают нас к животному началу и образам Адама и Евы, ищущих запретный плод. Нагота героев неотделима от теологической символики — согласно религии, до грехопадения люди не стыдились быть обнаженными, а их тела покрывала благодать.

Современные Адам и Ева перемещаются по деревьям в поисках запретного плода, желая вернуться в рай и обрести потерянное. Подобный эскапизм легко сравнить с анабиозом животного: замедлением жизненных процессов в организме из-за агрессивности внешней среды. Это объясняет схожесть обнаженных фигур с животными.

Лица людей скрыты. В современной культуре существует асимметрия между лицом и телом: лицо всегда обнажено, тело всегда скрыто. Лицо является самым экспрессивным средством выражения. Нагие фигуры на деревьях переворачивают конвенциональные рамки с ног на голову.

Несмотря на свою наготу, герои не пытаются соблазнить зрителя, а лишь выражают желание защититься всеми способами и переждать.

Эти образы можно сопоставить с подавленным состоянием, осознанием своего бессилия — невозможности повлиять или принять участие в происходящих глобальных процессах.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Алла Мировская   

Старые семейные фотографии и объекты глубокого космоса

Фотографии, фотокнига

Москва 

Эта работа является переосмыслением традиции создания семейных фотоальбомов.

Семейный фотоальбом здесь — отправная точка размышлений о фотографии как о языке; взгляд с обратной перспективой, продиктованный желанием  установить связь с прошлым, чтобы двигаться вперед.

Началом работы над проектом послужила находка старого семейного фотоальбома в г. Рязани в 2013-м году. Альбом был составлен бабушкой автора — создание фотоальбомов в СССР было частью традиции ведения семейных архивов и делали это, как правило, женщины.

Альбомы создавались годами. Фотографии вклеивались в них в хронологическом порядке, отмечая основные события в жизни семьи: дни рождения, свадьбы, семейные встречи, праздники, поездки в отпуск.

Автор пересобирает свой семейный архив и включает в последовательность изображений фотографии объектов глубокого космоса — туманностей, галактик, сверхновых звезд, сделанные космическими телескопами США Хаббл и Чандра, являющиеся общественным достоянием.

«Четыре года назад мне довелось оказаться в заброшенной квартире моей тети, маминой сестры. Когда в семье заходит речь о старых фотографиях, всегда в первую очередь вспоминают о ней.

Пасмурный ноябрьский день. Идет снег. В квартире полутемно. Пахнет пылью, старым деревом, покинутым жильем. Штукатурка на потолке пошла глубокими трещинами, карнизы на окнах покосились, но стеллажи с книгами, ракушками, камнями и шишками выглядят нетронутыми, как и журнальный столик с печатной машинкой, за которой работала тетя, сочиняя повести и сказки.  В машинке даже остались листы.

Как давно здесь никто не был? Десять лет? Больше? Рассеянно водя взглядом по хозяйственным полкам, лежащим навалом высохшим тюбикам с кремом для обуви, моткам веревки, изоленте, старым газетам, я вдруг натыкаюсь  на синий фотоальбом на самом краю полки. Перелистывая толстые картонные страницы, проложенные калькой, ловлю себя на странном ощущении: смеющиеся и серьезные люди на фотографиях, застигнутые врасплох и позирующие в студии, оживают в воспоминаниях, и в то же самое время приходит осознание, что теперь с ними можно встретиться только здесь, в альбоме.  И ведь на мои фотографии кто-то когда-то будет смотреть так же. Мысль благодаря которой и появилась к конечном итоге эта книга — мой собственный семейный фотоальбом.

Старые  фотографии похожи на погасшие звезды. Свет от них достигает Земли за миллионы световых лет.  Глядя на небо, мы видим объекты, которых уже не существует в природе».

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Алёна Ручан    

Арт-Субъекты. Идентификация

Фотография

Владимир

«Но чем дальше, тем будет быстрей;

Все помнят отцов, но зовут матерей;

И они говорят, что у них веселей —

В доме, в котором не гасят огней...

Но, чтобы стоять, я должен держаться корней»

Борис Гребенщиков

В проекте исследуется связь человека с семейными корнями, через которую происходит осознание и идентификация личности в настоящем моменте.

Кто мы по роду, откуда пришли и что у нас в наследии — эти факторы влияют на судьбу человека, определяют его жизненный выбор, степень свободы мышления и эмоций.

«Пожалуй, каждый из нас хоть раз, но задумывался об утрате духовных связей с предками. Потеря родовой идентичности особенно знакома людям постсоветского пространства. Когда начинаешь думать на тему связи поколений, возникает чувство, будто исчезло какое-то незримое звено — хрупкое и практически ни с чем не сравнимое по своей ценности.

И хотя многие говорят о возможности строить жизнь с «чистого листа», потеря родовых корней может лишать внутренней опоры и жизненных ориентиров.

Важность и глубину связи человека с родовыми корнями я и постаралась отразить в своей работе»

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Кристина Сырчикова

Отчуждение

Фотография, инсталляция

Самара    

Принадлежим ли роду или являемся самостоятельными единицами? Имеем ли мы право отделяться от рода или это является предательством? Принадлежим только своим родителям? А бабушке и дедушке? Брату? Дяде? Троюродному брату бабушки? 
Или не принадлежим? Где грань?

На Востоке и Западе есть чёткие ответы на эти вопросы. В России же их нет: одни неотделимы от своей семьи, живут для продолжения и поддержания своего рода, другие рвут все связи и абсолютно автономны.

Для исследования данного вопроса снимаю место, где родилась и прожила первые годы. Там и сейчас живут бабушка, дедушка и родственники по маминой линии. Расставание с ними было болезненным – в течение нескольких лет я восстанавливалась после разрыва. Теперь, спустя годы, я снимаю это место и родных людей, живущих там, и пытаюсь понять где моё место: не среди ли родных.

Желают счастья. Так откуда это щемящее чувство?  

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Антон Тушин

Межсезонье. Грузия.

Фотография

Владимир

Мне нравится изучать пустоту и одиночество популярных туристических мест. Там, где в сезон ходят толпы туристов, в межсезонье почти нет людей. Где еще вчера играла музыка — сегодня звенит тишина.

Создается особое чувство — своеобразная «обратная перспектива» привычного восприятия этих мест.

Я постарался передать это ощущение в своих работах.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Лариса Федотова

RETINA

Видео, объекты

Москва

Проект Retina (с лат.«сетчатка») исследует то, как изменяется зрение современного человека. Оно больше не воспринимается как видение проекции зримого мира, а смещается на внутренние телесные ощущения — такие как осязание и кинестетика — и основывается на взаимодействии с пространством.

«Для меня процесс познания, в том числе через визуальное искусство, похож на блуждание по ночному лесопарку. Это двойственное городское пространство: лес и парк в одном месте, где лес — царство природы, мир вне воли людей, а парк — переработанная и социализированная среда для отдыха и развлечений»

В основе своей практики автор использует психогеографический метод дрейфа.

«Поздно ночью, в разное время года, я бродила в разных частях лесопарка, избегая тропинок и знакомых мест.

За 2,5 года получилось более 8 часов видеодокументации, которую я тщательно рассматривала, буквально по кадрам.

В луче фонаря блестящие кормушки из пластиковых бутылок с острыми краями, дорожные знаки «движение только прямо» или «кирпич» в кустах у тропинок,  запретительные ленты на лавках и на стволах деревьев — всё становилось чудовищно абсурдным»

Глаз камеры выхватывает детали пейзажа в лесной глуши, нетронутой рукой человека и человеческие «артефакты» в окультуренной зоне. Ветки становятся похожи на знаки из неизвестных письмен, и обычные предметы  — скворечники, флагштоки, урны — приобретают новые коннотации.

«Цифровая эстетика “машинного зрения” накладывалась на мои переживания. Множество освещенных фрагментов старались сложиться в единый пазл…»

Сопровождающая музыка создавалась специально для этого видео и записывалась на духовом органе.

Музыка: Георгий Федотов

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Наталия Хохонова

МИНЕРАЛОГИЯ

Видео

Екатеринбург

«Камни снова стали лавой. Ожили рисунки на камнях. Движение по шкале времени обратилось вспять»

Изменение временного масштаба восприятия — напоминание о рисунках на поверхности камня, представляющих отпечатки гигантских тектонических процессов, происходивших на Земле миллиарды лет назад. Как результат случайного взаимодействия природных сил.

В своей работе автор пытается расшифровать послание природы, отпечатанное в рисунке камня. Задумывается о незыблемости и неподвижности в окружающей нас жизни, которая когда-то находилась на стадии своего формирования, была подвижна и многовариантна.

Проект появился в Екатеринбурге как способ радикального переосмысления привычно-сувенирного отношения к камню, который является одним из знаковых обстоятельств уральского менталитета (мрачноватое обаяние персонажей П. П. Бажова знакомо здесь всем с детства) и уральской истории.

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Никита Шаленков

Добро пожаловать в субъективное пространство

Ватман, гелевая ручка

Ковров

Здесь изучается взаимодействие с аудиторией через цифровую среду.

Чтобы перейти на сайт, наведите смартфон или планшет на изображение в рамке — QR-код считается автоматически.

«Мне интересно взаимодействовать в кроссплатформенной коммуникации, начиная с фрейма традиционного изобразительного искусства, далее через высокотехнологичные

устройства, инструментами цифровой среды создавать не типичную механику отношений. Пусть каждый увидит что-то свое»


! Если ничего не произошло — установите QR-сканер через GooglePlay или AppStore. Для этого наберите в поиске «qr код» и загрузите приложение. Процесс займет две минуты.

Альтернативный вариант: введите в браузере запрос «subjective.space» (http://subjective.space) и перейдите на сайт    

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina


Lucy Coffin

FilianoreAnor

Живопись, ассамбляж, звук

Владимир

«Я не знаю, что делать с цветом. Цвет для меня слишком «настоящий». Он ограничивает. Он не позволяет мечтать. Чем больше добавляешь черного в цвет, тем более визионерским он становится. Черный имеет глубину. Это как выход на поверхность…».

Дэвид Линч

Проект — итоговый результат непрерывного поиска себя в течение последнего полугода. Выражение чувственного и сновиденческого опыта автора.

«Для меня настоящий художественный акт  — нечто большее, чем конвенциональный символьный ряд, выраженный словами.

Я считаю, что классическая концепция творчества в жизни художника иррелевантна.

Сон и явь теряют границы, как и так называемое потустороннее. Всякий эксперимент, как и всякое исследование, были бы иначе напрасны и пусты»

Работы создавались по принципу «запрещенных материалов не бывает — сгодится все». Главное — это эксперимент и процесс.

«Я использовала все, что могло помочь мне в достижении цели. Например — изобрела свои собственные глину и краску,  основой которых стала почва.

Музыкальным сопровождением проекта стал специально написанный моими друзьями саундтрек»

Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina
Выставка "Обратная перспектива", Арт-Субъект 2018. Varvara Kuzmina