Поэма о камне

Проект создан в рамках Арт-резиденции "Новые истории Екатеринбурга" при Фотографическом музее "Дом Метенкова", Екатеринбург, Россия, лето 2017

Для многих регионов планеты камень имеет ритуальное значение, мотив его почитания существует в фольклоре разных народов. Урал прочно ассоциируется с камнем, и именно он становится центром сакральных смыслов этой территории. Ряд исследователей определяет древние каменные сооружения как установленные для фиксации движения небесных тел календарные объекты, основными характеристиками для которых были пространство и время с ориентацией на космос. Также их отмечают как центры культовых практик и порталы в иные миры. Российский и советский этнограф Л. Я. Штернберг писал: «Камень — одушевленное существо, потому что он часто проявляет акты самопроизводительности, рождает огонь, имеет подобие раковины, издает звуки, бросает тень. Живущий испокон веков, он должен знать решительно все».

Супруги Леонид Иванович Рымаренко и Вера Елисеевна Волянская считаются основоположниками советской научной кинопублицистики. Почти полвека они проработали на Свердловской киностудии. По профессии оба художники, и именно особый взгляд помог им создавать свои удивительные фильмы. По словам историка уральского кино Татьяны Кирилловой, камень — вечная любовь режиссеров: «Его рождение, бытование, эстетика волновали мастеров с давних пор. И этот интерес не мог не привести к великому исследователю камня — к личности крупнейшего ученого, академика Александра Евгеньевича Ферсмана». Так возникла «ферсманиада»: картины «Рассказ о камне» (1957), «Воспоминание о камне» (1968), «Будь полезен человечеству» (1983)». Фильм «Рассказ о камне» был удостоен Ломоносовской премии, получил призы МКФ в Монте-Карло и Монтевидео. Камню посвящена не только трилогия, но и многие другие картины авторов, например «Колывань» (1973) или «Месторождение в стакане» (1985).

К сожалению, большая часть наследия режиссеров недоступна для просмотра сегодня — так случилось и с фильмом «Рассказом о камне». Однако сохранилась одноименная статья Анатолия Малахова 1958 года, где подробно рассказывается о фабуле и технологии работы над лентой. С именем Анатолия Малахова, известного уральского геолога и писателя, также связаны многие другие творческие страницы жизни режиссеров. Он неоднократно становился соавтором их картин. Существует загадка ленты «Кладоискатели», которая, по некоторым данным, была снята в 1958 году совместно с Малаховым, но почему-то не фигурирует в фильмографии режиссеров, и найти ее не удалось. Тем не менее опять же благодаря Малахову сохранилось удивительно поэтичное описание этой картины, главными героями которой стали камень и цветы. В 1999 году, к юбилею Веры Елисеевны, журналист Римма Печуркина напишет о супругах-режиссерах: «Цветы и камни — это примета их дома и в каком-то смысле символы их жизни».

Меня вдохновило творчество Леонида Рымаренко и Веры Волянской — их пристальное внимание к свету и цвету в каждом кадре, любовь к камню, особая поэтичность и атмосфера фильмов. Отталкиваясь от описания загадочной ленты «Кладоискатели», я тоже обращаюсь к теме камня, но работаю с городским ландшафтом. В Екатеринбурге я увидела, что камень проник в современный уральский город. Я обратила внимание на каменные объекты в общественном пространстве, которые присутствуют на улицах и площадях, во дворах и парках, в основаниях домов. Камень в каком-то смысле подчиняет себе ландшафт. Так уральская идентичность преломляется в повседневных маршрутах, а город будто бы укрепляется силой камня.

ПРОЕКТЫ